Изделие можно приобрести по предварительной заявке

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

Вход в систему

АКЦИЯ!!!

Скидка по 100% предоплате - 10%!!!

Условия акции читать здесь На данные момент сильный рост на золото, цены уточняйте у нас.

Изготовление любого оберега на заказ, по вашим эскизам!

Наши Отзывы на Ярмарке мастеров!

Видео на YouTube с примерами наших работ!

 

 

Призвание варягов: скандинавы и Древняя Русь

Призвание варягов: скандинавы и Древняя Русь
Призвание варягов: скандинавы и Древняя Русь
 
Начало проникновения скандинавов на территорию Восточной Европы, заселенную славянами, и первые контакты между двумя этими народами датируются исследователями серединой VIII в. Вопросы о степени скандинавского влияния на процесс образования Древнерусского государства, достоверности летописной легенды о "призвании варягов", о происхождении слова "Русь" являются до сих пор спорными. 
 
В оценке роли скандинавов-варягов в истории Руси IX-XI вв. большое значение имели и имеют археологические исследования, особенно раскопки Гнёздова, Тимирёвского и Михайловского курганов под Ярославлем. Были обнаружены характерные типы скандинавских погребений, в которых нашли "молоточки Тора" (амулеты, связанные с культом скандинавского бога-громовника), мечи, застежки-фибулы. На ряде участков Волжского и Днепровского торговых путей варяги составляли в X в. в отдельных местностях не менее 13 процентов населения.
 
Разумеется, нельзя говорить о создании варягами Древнерусского государства. Объединение восточнославянских земель было подготовлено внутренними процессами их развития. Однако не следует забывать, что образование у восточных славян государства не могло не протекать в тесном взаимодействии с соседними народами. Появление в Восточной Европе варяжских дружин могло ускорить процесс образования нового государства, в котором варяги стали консолидирующим элементом.
 
То, что призвание варяжских князей было осуществлено жителями именно Приильменья, было следствием сложной этнической ситуации в этом регионе, где проживали племена разного происхождения - славяне, угро-финны, балты, и ни одно из них не желало бы установления верховной власти представителя соседнего племени, следовательно, логично было пригласить чужеземца. Племена, заключившие союзы с варягами, призвавшие к себе скандинавских конунгов с их дружинами, обеспечивали себе более сильные позиции в отношениях с соседями. Согласно "Повести временных лет", киевские поляне приняли "бояр" Рюрика - Аскольда и Дира, которые некоторое время жили в этом городе, ходили в походы на Константинополь. Полоцкими кривичами управлял пришедший "из-за моря" князь Рогволод. Так что участие скандинавских выходцев в политической жизни восточнославянских племен вполне объяснимо. Быть может, без варяжского участия процесс объединения Новгорода и Киева замедлился бы или же на месте Киевской Руси возникли бы соперничающие друг с другом государства.
 
Если в вопросе о роли скандинавов в процессах образования Древнерусского государства большинство ученых признает как несомненные местные корни восточнославянской государственности, так и активное участие в ее складывании викингов - дружинников, торговцев, дипломатов, то в том, что касается достоверности и исторической основы "легенды о призвании варягов", существуют большие разногласия. После работ А.А. Шахматова, показавшего, что летописный рассказ о призвании князей - искусственная поздняя вставка в текст летописи, некоторые исследователи отказались видеть в нем отражение каких-либо реальных фактов. Но многие ученые продолжают опираться на "легенду о призвании" как на исторически достоверное известие. Рюрик "легенды о призвании" отождествляется ими с реально существовавшим датским конунгом Рёриком (Хрёреком).
 
Согласно летописному известию, Рюрик пришел на Русь с двумя своими братьями - Синеусом и Трувором. Немецкий ученый И. Г. Байер, в 30-е гг. XVIII в. работавший в России, показал, что имена братьев Рюрика - в действительности скандинавские слова, обозначавшие, что он пришел в славянские земли со "своим родом" (sine hus) и "верной дружиной" (thru varing). Таким образом, в летопись оказалась включена русская транскрипция древнешведской фразы. Это может говорить о том, что один из составителей летописи пользовался в своей работе каким-то источником, написанным на древнешведском языке (например, договором, описывавшим условия соглашения с приглашенным князем), но не смог разобраться в нем.
 
И.Г. Байер и другой ученый-немец Г.Ф. Миллер на основе изучения различных источников доказывали неславянское происхождение слова "русь", его скандинавские корни. Византийский император Константин VII Багрянородный (912-959 гг.), описывая в своем сочинении "Об управлении империей" днепровские пороги, приводит их славянские и "русские" названия, причем последние - явно скандинавского происхождения. В финском языке слово ruotsi означает "шведы", да и в других финно-угорских языках шведы обозначаются сходно (эстонское roots и др.). Во франкских, византийских и арабских источниках "русами" именуют скандинавов... Придя к выводу о скандинавском происхождении названия Русского государства, Миллер и Байер заявили, что и само государство было создано выходцами с Запада. С этим утверждением спорил М.В. Ломоносов, доказывавший, что "немцы" русского государства не создавали, и название у него местное, имущее от сарматов-роксоланов ("рос-аланов" по этимологии Ломоносова), обитавших в причерноморских степях задолго до "призвания варягов", или же от реки Рось. Важно отметить, что в аргументации обеих споривших сторон смешивались два элемента, которые в действительности далеко не всегда имеют друг к другу отношение - название государства и его происхождение.
 
Ныне ряд исследователей придерживается того мнения, что возникновение слова "русь" относится ко времени ранних (с середины VIII в.) славяно-финно-скандинавских контактов. Это слово происходит от древнескандинавского глагола "грести" и обозначало первоначально воинов-гребцов. В финских языках оно стало приобретать черты этнонима, но сохранило и значение социального термина, применяемого по отношению к воинам, дружинникам, и в этом качестве проникло от финнов к славянам. У славян слово "русь" эволюционировало от этносоциального термина, обозначающего скандинавов, через наименование представителей дружинного сословия независимо от этноса - к названию всех слоев населения Древнерусского государства.
 
Все же вопрос о происхождении этнонима "русь" остается дискуссионным. Его первое достоверное упоминание на юге Восточной Европы в так называемом "Баварском хронографе", составленном между 811 и 821 гг., относится ко времени, когда присутствие норманнов в этом регионе еще не прослеживается. Поэтому некоторые историки считают, что это название может иметь местное, южное, но при этом неславянское в основе происхождение.
 
Как бы то ни было, с первой половины X в. начинается процесс ассимиляции варягов - славянизации дружинной верхушки и самой правящей династии (аналогичные процессы имели место и в завоеванных норманнами Нормандии и Англии). Характерно, что внук Рюрика носил уже славянское имя Святослав. Скандинавы быстро слились на Руси с местным населением и как бы растворились в нем как этнический элемент.
 
Между народами Северной и Восточной Европы - славянами и скандинавами, балтами и финнами - существовали тесные экономические, социально-политические и культурные связи. Это отразилось, в частности, в древнешведских заимствованиях из русского языка, связанных с торговлей и дружинным бытом. Некоторые саги содержат отзвуки древнерусских фольклорных мотивов, например, "Сага о Бернсколе" (XIII в.) рассказывает о том, что у Вальдамара - конунга Гардарики (Гардарики или Гарды - скандинавское название Древней Руси) был соратник по имени Илиас, причем явно имеется в виду Илья Муромец. Некоторые повествования русских летописей и скандинавских саг сходны по сюжету, легендарному или сказочному. Так, в фантастической "Саге об Одде Стреле" рассказывается о смерти главного героя, погибшего, как и русский князь Олег, от укуса змеи, согласно прорицанию колдуньи.
 

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку последних новостей и статей мира Магии!

E-mail: * Имя: *

Комментарии

Аватар пользователя Renat

Все северные народы тем или иным образом были переплетены меж другом, будь то союзами или просто торговыми соглашениями, но что то общее между ними было вот и получается столько как бы общих сказаний, потому что брали друг у друга меняли немного имена и получалось якобы свое, а так все было про одних и тех же людей.