Изделие можно приобрести по предварительной заявке

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

Вход в систему

АКЦИЯ!!!

Скидка по 100% предоплате - 10%!!!

Условия акции читать здесь На данные момент сильный рост на золото, цены уточняйте у нас.

Изготовление любого оберега на заказ, по вашим эскизам!

Наши Отзывы на Ярмарке мастеров!

Видео на YouTube с примерами наших работ!

 

 

Великолепная Нефертити

Великолепная Нефертити

Он и впрямь «не подлежит описанию», этот скульптурный шедевр, ставший эталоном женской красоты наряду с Венерой

Милосской. Причем пальма первенства принадлежит египетской царице. Созданное в мастерской Тутмоса изваяние на добрую тысячу лет старше мраморной богини любви и красоты. Да и сама мысль о том, что женщина из плоти и крови, когда-то жившая на земле, смогла превзойти бессмертную, - будоражит воображение.

Сладостный хмель таится уже в самом имени - Нефертити: оно звучит так пленительно и загадочно. «Прекрасная Дама Идет» - так это переводится на русский. «Идет»... Значит, все еще продолжает свой шаг, не зная остановки и смерти. В какой-то мере так оно и есть: растиражированный в сотнях миллионов экземпляров облик вершит свое победное шествие по всему свету. Стоит ли сетовать на пошлость рекламного бизнеса, коль скоро он и Венеру Праксителя не пощадил, и Леонардову Джоконду с Мадонной Рафаэля.

Спасибо, что она среди нас, прославленная в тысячелетиях Нефертити, - дочь и жена фараонов.

Правда, сам титул «фараон» не совсем точен. Доселе окруженный таинственным пиететом, он пришел из Библии, но смысл его претерпел некоторое смещение. На самом деле «фараон» - «Пер-аа» означает «Высокий Дом», охватывая воедино дворец, царя и все августейшее семейство.

...Когда царица Тий чувствовала, что должна забеременеть, она отправлялась ночевать в храм бога Амона. Ночь за ночью проводила царица в укромном помещении, пока не появлялся в ее сновидениях огненный змей. Он вползал к ней в лоно, обжигая внутренности сладчайшей болью. Это сам великий бог оплодотворял своим семенем жену сына своего - фараона Аменхотепа III.

Наутро Тий, представ перед царственным супругом, сообщала с улыбкой счастья на лице:

- Ваше величество, я готова в урочный час подарить вам еще одно золотое дитя.

Одним из таких «золотых» чад и стала благословенная Нефертити. Заметив, что дочь одарена не только красотой и изяществом, но и редкой для девочки страстью к наукам, царь велел дать ей образование, достойное принца-наследника.

Все соседние цари мечтали породниться с «Пер-аа», посылая в дар дочерей. Но стоило вавилонскому царю лишь заикнуться об ответном акте, как последовала высокомерная отповедь:

«По древней традиции, дочери Египта никогда не отдавались чужеземцам».

И верно: если сбросить со счетов гарем Соломона, дочери Египта становились женами его сыновей. В «Высоком Доме» вообще заключались по преимуществу лишь близкородственные браки. То же ожидало и Нефертити - супружество в лоне семьи. Правда, сам Аменхотеп, обладавший, как положено, обширным гаремом, первой женой (а следовательно, и царицей) сделал женщину отнюдь не из рода богов. Властная и проницательная Тий была всего лишь дочерью высокопоставленного сановника. Надписи на священных скарабеях из камня ясно свидетельствуют, что царь постоянно советовался с супругой, причем не только по семейным делам. И это нарушение вековых устоев вызывало робкие нарекания жрецов и сановников. Знали бы они, что их ожидает в последующее правление!

Еще при жизни престарелый фараон сделал своим соправителем сына, который вскоре унаследовал двойную корону Обеих Земель и царственные регалии: посох и бич. При нем - Аменхотепе IV, положение Тий, царицы-матери, лишь упрочилось. Конфликт с аристократией и жрецами принял открытую форму.

Ранний брак с Нефертити - единокровной сестрой, традиционный для «Пер-аа», несколько успокоил ревнителей старинных устоев, но они недооценили юную пару. Как это обычно бывает, приход молодых владык вызвал прилив надежд на благотворные перемены. Писцы, музыканты, художники не скупились на восхваления Прекрасной Дамы. Она и «Великодушная», и «Возлюбленная»,

«Госпожа Нежности» и «Самая любимая супруга Великого Царя». Ладно бы только это! Но запечатленные на камне надписи выводят на передний план именно ее, а не державного фараона. Нефертити именуется «Владычицей Верхнего и Нижнего царств»,

«Госпожой Обеих Земель»...

Первые пять лет пролетели в атмосфере неумеренной лести, интриг и зубовного скрежета недовольных. «Пер-аа» опередил крепнущую оппозицию, нанеся сокрушительный удар с совершенно неожиданной стороны. Наверняка не обошлось без влияния Тий и Нефертити, но инициатива принадлежала «молодому реформатору». В Фивах, городе - оплоте жрецов Амона, он громогласно установил новый культ. Не жук Ра, не коршун Гор, не баран Амон, а само Солнце провозглашалось отныне Верховным Божеством, названным Атон. Безличностный солнечный диск был воспет торжественными строками.

Автор этого, исполненного высокой поэзии, «Гимна Атону» неизвестен, но писался он при непосредственном участии царя, который даже имя свое поменял - стал отныне Эхнатоном - «Угодным Атону».

Солнечный диск почитался творцом всего живого. Символ бесплотного духа, он не требовал ни кровавых жертв, ни суеверного страха. Бог любви, одарявший женщин ребенком, единственный и вездесущий, встречался и провожался благодарственным пением:

«Вся земля радуется и славит тебя». На его алтари приносили букеты благоуханных цветов: «Зеленеют деревья и травы. Птицы из гнезд вылетают, взмахом крыла явление твое прославляя».

Ослепительную вспышку оставили после себя во тьме тысячелетий Эхнатон и Нефертити. Впервые в истории была предпринята попытка заменить язычество единобожием. Ради торжества великой идеи место пребывания «Пер-аа» перенесли из древних Фив в пустыню. Новая столица - Ахетатон («Небосклон Атона») - строилась в рекордные сроки. Солнечный город утопал в садах. Казалось, свет счастливой любви никогда не померкнет над ним. Но, как начертано на одном из надгробий: «На западе есть страна - страна сна и тьмы... Спят они там в образе мумий и никогда больше не проснутся».

Ваятели и живописцы, быстро уловив дух реформы, спешили отразить все события в царской семье, как радостные, так и печальные.

Вот на коленях матери малютка с систром: «Царская дочь, плоть от плоти Великого Царя, которую он любит, Меритатон, рожденная женой Великого Царя Нефертити, да будут долгими годы ее...» А Нефертити подарила Эхнатону шестерых дочерей. По закону, права на трон переходили супругу одной из них - по старшинству. Меритатон была самой старшей, но ее муж - царевич Сменхкара, умер еще при жизни царя-реформатора. Опочила в младенчестве и следующая дочь. Муж третьей - десятилетний отрок, оказался столь же слабым здоровьем: вот она, расплата за кровосмешение.

Истинные взаимоотношения державных супругов уходили все дальше и дальше от «света счастливой любви». О причинах растущего охлаждения можно догадываться по редким фрагментам сохранившихся письменных свидетельств. Эхнатон все реже навещал жену.

Он со всей страстью отдался охоте. Надпись гласит: «Число львов, которых Его Величество поразил за годы от 1 до 10 своей стрелой: 102». И это только львов!

И еще один весьма многозначительный факт: имя и образ царицы Нефертити запечатлены в памятниках намного чаще, нежели самого царя. Не послужило ли это источником ревности, причиной раздора? Ведь, судя по всему, «Высокий Дом» жил уже на два дома.

А в Ахетатоне тем временем продолжалась революция - и в искусстве, которое становилось почти светским, и в религии. По всей стране закрывались привычные храмы, запрещалось упоминать старых богов и даже само слово «боги». Двор жил, «под собою не чуя страны», но Египет, переживший бездну времен, оставался Египтом.

Чужеземных царей, прибывающих с визитами вежливости, Эхнатон подолгу выдерживал под палящими лучами. Жрецов третировал, не замечая, как зреет смута внутри страны и льется кровь на дальних ее рубежах. Напуганное, враз обнищавшее духовенство вербовало сторонников в армии, опираясь на патриотов, коим «за державу обидно». Но по-прежнему в урочные дни царь появлялся на балконе, «В Окне Явления», откуда бросал приближенным золотые дары. Дружный хор льстецов заглушал посылаемые в его адрес проклятия недовольных людей.

Внезапная смерть Эхнатона - была ли она естественной? - высвободила враждебные силы. Служители Амона тотчас возобновили отправление культа. Новая столица, где началась паника, еще жила по своему распорядку, а весь Египет - по своему.

Нефертити самоотверженно пыталась удержать бразды правления в своих руках. Для этого было лишь одно средство - сесть на трон, взяв имя усопшего мужа старшей дочери (и брата по отцу!) - Сменхкара. На какое-то время трюк удался. Но на какое - сказать невозможно, потому что как и когда умерла «Его Величество», «Пер-аа» женского пола, удостоилась ли положенных новопреставленному «Сыну Ра» почестей, где захоронена - ничего не известно.

Но имя Эхнатон не померкло в веках, хотя озлобленное жречество не остановилось даже перед святотатством, уничтожив мумию ненавистного фараона. Сей акт мог иметь двойное значение. Во-первых, усопший терял все надежды на воскрешение. Во-вторых, что куда важнее политически, искоренялась память о нем. Захвативший власть военачальник Хоремхеб, яростно уничтожавший все, что связано с Эхнатоном, сделал исключение для Нефертити. Наверное, не потому, что был женат на ее сестре Мутноджамет. Скорее всего, он точно знал тайну превращения царицы в мужчину-царя и предпочел предать забвению опасный прецедент.

...Несколько лет назад была вновь обследована разграбленная в далекой древности гробница № 60 в Долине Царей, что находится прямо напротив Фив - нынешнего Луксора - на другом берегу Нила. Все сколь-нибудь ценное унесли грабители, но две женские мумии сохранились почти в целости. Считалось, что это захоронение неизвестной царицы и ее дочери. Все карты смешал обнаруженный в щебне обломок расписного гроба: часть лица с позолоченным футляром для накладной бороды. Но ритуальная бородка считалась неотъемлемой принадлежностью фараона! Выходит, женщину захоронили как мужчину, притом по царскому чину.

Возможно, компьютер сумеет восстановить былой облик по рентгенограмме. Вот только увидим ли мы удлиненную лебединую шею, эти обворожительные скулы, эти невероятной красоты глаза? Пусть уж Прекрасная Дама идет сквозь века со своей неразгаданной тайной.

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку последних новостей и статей мира Магии!

E-mail: * Имя: *

Комментарии

Нефертити - женщина, прекраснее которой нет и не будет уже никогда. Она всегда будет будоражить умы потомков. Разгадать ее тайну веками стараются исследователи и историки. Для меня, лучше чтобы эта загадка осталась такой навсегда.