Изделие можно приобрести по предварительной заявке

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

Вход в систему

АКЦИЯ!!!

Скидка по 100% предоплате - 10%!!!

Условия акции читать здесь На данные момент сильный рост на золото, цены уточняйте у нас.

Изготовление любого оберега на заказ, по вашим эскизам!

Наши Отзывы на Ярмарке мастеров!

Видео на YouTube с примерами наших работ!

 

 

Влияние языческой культуры на христианское богословие и церковную практику

Влияние языческой культуры на христианское богословие и церковную практику

Влияние языческой культуры на христианское богословие и церковную практику

История нам говорит о том, что с самых своих истоков, христианство тесно соприкасалось с язычеством. Подтверждается это и тем, что христианство открыто для всех, во Христе нет ни эллина, ни иудея, и все новообращенные, воспитанные в язычестве, не имея возможности до конца изжить своих языческих корней, привносили каждый свое. Поэтому было бы ошибкой, отрицать влияния языческой культуры на Христианство в целом, и на его богословие и церковно-практическую деятельность в частности. 
 
Каким образом влияние языческой культуры сказалось на христианском богословии? Нам известно что большинство святых отцов и учителей церкви раннехристианской эпохи, получали образование у учителей-язычников, и через это становились причастниками языческой культуры. В своих творениях они часто используют термины и идеи, заимствованные у языческих философов, да и сама философия оказала влияние на их учение. Например, догматическое учение Тертуллиана, отчасти определяется влиянием стоической философии, в его догматико-полемических сочинениях нередко присутствует материалистический и сенсуалистический оттенок. Отцы александрийской школы богословия увлекались Платоном, а на богословствование антиохийцев оказывала влияние философия Аристотеля. В учении Климента Александрийского чуствуется влияние Филона, стоической философии и гностицизма. Многие моменты его учения впоследствии были отвергнуты. Учение Оригена все проникнуто идеями Платона и неоплатоников. 
Однако все эти примеры не ставят христианское богословие в зависимость от язычества. Они лишь говорят нам о рецепции христианством, некоторых сторон языческой мысли. А сущность этой рецепции такова, что христианство принимает всякую правду, которая в свете Христова учения не теряет своей истинности, и неважно то, что она была высказана язычником. 
 
Не так безобидно народное богословие. Почти всегда, догматическое знание у обычного человека восполняется урывками из язычества, что гораздо опаснее, так как христианин начинает уклоняться в язычество и ереси. Например, в средневековом народном фольклоре часто под Троицей понимается Богородица. Да и вообще, если народные поверхностные представления о Боге еще укладываются в рамки Церковного учения, то в вопросах о сущности Бога, крестьянская мысль заходит в тупик. 
Что касается церковной практики, то здесь также справедливо говорить о влиянии язычества. Противники христианства с давних времен часто говорили о языческих корнях почти всех обрядов Церкви. Например еретик Вигилянций говорил что такое обыденное для каждого христианина действие – возжжение свечей, по сути языческий обряд. Однако блж. Иероним ему возражает что “хоть и есть некоторое сходство, но только внешнее, смысл же мы вкладываем совсем иной. И если язычники верят в своих богов, то что же мы теперь не можем верить, чтобы не сказали что мы как язычники”. Но как гласит известная пословица дыма без огня не бывает, и такие нападки появлялись не на пустом месте. Как известно, наряду с христианством в Древней Руси, еще долго сосуществовало язычество, отсюда и появился термин “двоеверие”. Люди, приняв Христа, продолжали верить в языческих богов, немного спустя стали с ними отождествлять христианских святых – например, Перун - пророк Илья, Волос – Николай Чудотворец или святой Власий. 
 
Чувствуется влияние язычества и в наше время: сегодня например, присутствуют такие явления как различного вида обереги, браслеты с изображениями икон, которые можно встретить в церковных лавках. Все это способствует сохранению языческого влияния. И благодаря этому в народе бывают такие явления как закрывание зеркал в доме покойника, гадания в святочные дни, блины на масленицу, празднование языческих праздников (Хеллуина и т.п.)и т.п. Некоторые из этих обычаев в принципе безобидные, и не несут вреда человеческой душе, если совершаются в силу традиций, иные же дают повод задуматься о необходимости повышения уровня образования, как духовных школ, так и самих священников, уже вышедших за стены учебного заведения. Существует также проблема культов местночтимых святых, некоторых людей, после их смерти, народная молва наделяет сверхъестественными атрибутами, и человек, возможно и имеющий духовные заслуги, но еще не канонизированный Церковью, становится объектом поклонения. Таковы например: Андрей Ющинский, мальчик, живший в начале XX века, его тело нашли со множественными колотыми ранениями, и следователи приняли это за ритуальное убийство, что впоследствии было опровергнуто рядом экспертиз. Уже во время следствия стали писаться его иконы. Известны также Евгений Родионов, убитый в Чечне за нежелание снять нательный крест, “святой отрок” Вячеслав Крашенинников, мальчик, умерший от рака крови и якобы имевший дары пророчествования и целительства. Его культ очень активно проявляет себя на Южном Урале, на его могиле возведена часовня. Туда съезжается много паломников, которые берут там кусочки мрамора, носят их с собой или заливают водой, а затем эту “настойку” пьют. В Католицизме есть тоже целый ряд таких местночтимых святых например Хью Линкольнский и т.д. Все это происходит от того, что Христос, для простого человека непонятен, не в силу того, что Сам Христос хочет быть непонятным, а в силу невежества и простосердечия рядового христианина. 
 
Подытоживая вышесказанное можно сделать следующий вывод: Влияние язычества всегда было, есть и будет в христианской жизни, однако в сравнении с влиянием на богословие, влияние на церковную практику, в частности на внешние проявления веры т.е. обрядовые действия и т.п., видится в отрицательном свете и с этим влиянием надо бороться. А для этого следует переориентировать ресурсы Церкви как финансовые, так и силовые с политическо - пиарной стороны в сторону религиозного образования и просвещения.

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку последних новостей и статей мира Магии!

E-mail: * Имя: *

Комментарии

Языческая культура всё больше начинает влиять на современную нашу жизнь нежели на Христианство. Мы всё больше начинаем отмечать языческих праздников и поклоняться языческим богам, боюсь, что скоро язычество может вытеснить христианство...

значит, мы вернемся к своим истокам.Возможно,когда родные языческие Боги вернутся к нам, наши земли перестанет потрясать несправедливость.

Безусловно, язычество оказало влияние на христианство, бытует мнение, что поклонение иконам это отголоски язычества, возможно доля правды в этом есть, но я все же с таким мнением не совсем согласна. 

Аватар пользователя Паула

Ничего удивительного в этом нет. Не могло же так резко бац! и язычество в христианство перерасти. Люди свято чтили своих богов, а тут вдруг здрасьте пожалуйста. Если я не ошибаюсь, начало христианству положила княгиня Ольга?

или Владимир Красно Солнышко?

Понятное дело, что язычество сыграло огромную роль в нашей религии, истории. Ну а как же без этого, ведь наши предки и создавали эту культуру и верили в нее, поэтому и на сегодня существует много подобных вещей из тех давних эпох.

Аватар пользователя ZZPot

 Христианство так устроено, что всегда перенимает традиции и обычаи местных, традиционных верований. Что бы убедиться в этом нужно просто посетить другое государство, где доминирует христианство и ознакомиться с местным укладом. Например в Южной Америке христиане празднуют все языческие праздники под видом христианских и никаких противоречий с Библией в этом не видят.

Аватар пользователя Lilith

Больше всего "отголосков" языческих обрядов древних славян содержит в себе православие, а много православніх храмов строились на местах славянских святилищ. Оно и понятно - если силой заставили принять эту религию, то люди согласились лишь формально (и то не все), а на деле продолжали верить в своих богов.

Аватар пользователя Renat

Красиво все написано, но я знаю одно, что христианство и язычество полностью переплелись и поэтому  мы видим такое сильное влияние в христианстве, и вообще как говорят сейчас многие философы и ученые все эти религии просто сильные механизмы манипулирования и все.

Аватар пользователя Скифянка

Вы путаете два разных понятия. Религия и Вера - суть разные явления.
Христианство - религия (Определение, что это такое,  погуглите и найдете).
У наших Предков была ВЕ-РА: ВЕдание Ра.
 

Аватар пользователя Наталья23

Для меня всегда являлось бесспорным влияние язычества на христианство, и тому множество примеров, не думаю, что вообще можно отрицать факт такого влияния, это по крайней мере глупо.

Это вполне нормально, что христианство в некотором роде сплелось с языческими обрядами. Ведь в давние времена, когда церковь хотела искоренить все это, заканчивалось трагически. Поэтому со временем, дабы привлечь людей в лоно христианства, были приняты разные послабления. Как говорится - и волки сыты, и овцы целы.

Долгие годы люди бродили впотьмах,христианство пришло на Русь неестественным путём.Люди были лишены возможности общаться с силами природы и сами с собой.Все это было искусственно подменено чуждой картинкой. Дело вовсе не в личности Христа,он такой же заложник ситуации, а в стремлении людей на его имени создать продукт управления массами и подчинить их себе.